Что? Где? Почем? Или что такое фаст-фуд?

"Фаст-фуд" (fast food – «быстрая еда») – это пища, которая быстро готовится, обычно практически на глазах у покупателя, чаще всего, традиционно это: шаурма, хот-дог, пирожки, блины, бургеры и сэндвичи, пицца. Сюда же можно отнести и другие блюда быстрого приготовления, например, куру-гриль. Главные требования к такой пище – это сытность, простота приготовления и удобство употребления.

В основе меню, а, следовательно, и концепции заведений быстрого обслуживания, как правило, лежат блюда, требующие минимально короткого времени на приготовление из определенного вида сырья и полуфабрикатов и предназначенные для быстрого обслуживания потребителей.

Основными преимуществами фаст-фуд являются экономичность питания, удобство посещения, быстрое обслуживание и организация быстрого потребления пищи.

Слагаемые блюда фаст-фуд

В настоящее время на рынке общественного питания потребителям представлен широкий выбор предприятий быстрого питания с разнообразными концепциями, построенными как на монопродукте, так и с меню, включающим блюда разнообразных кухонь. Но все-таки классический фаст-фуд основывается на базовом продукте (либо группе продуктов). Базовые блюда быстрых концепций – гамбургеры, сэндвичи, курица, пицца, блины, картофель. Меню, как правило, построено по схеме – базисный продукт + начинка (надстройка).

По данным опросов, больше всего посетители предприятий фаст-фуд любят картофель и блюда из курицы. Затем в иерархии потребительских предпочтений идут пицца и гамбургеры, далее – русская печеная картошка и блины. Потребность в горячем хлебе (выпечке) с начинкой вызвана холодным климатом и гастрономическими традициями россиян, уверенных, что полноценная еда должна быть горячей. При этом стоит подчеркнуть, что европейская модель фаст-фуд, в которой важное место занимают горячие супы, в России не прижилась.

Что касается напитков, то большей популярностью пользуется кофе и сладкая газированная вода.

Блюда фаст-фуд максимально адаптированы для быстрого приготовления и быстрой подачи клиенту. В большинстве случаев в заведениях быстрого питания при приготовлении блюд используются полуфабрикаты или заготовки, которые доводятся до готовности непосредственно в присутствии заказчика.

Перспективы рынка

Индустрия быстрого питания на сегодняшний день  стремительно развивается, и эта ниша занимает прочное место в сфере HoReCA.  Формат фаст-фуда популярен как в Москве, так и в регионах. Его чрезвычайно любят посетители и, как следствие, финансовые показатели деятельности ресторана быстрого питания  радуют собственников бизнеса.

По оценкам экспертов, фаст-фуд является очень привлекательной областью вложений для мелких инвесторов. Сфера питания при правильной организации бизнеса является одной из самых быстроокупаемых.

Как показывают проведенные исследования, объем российского рынка общественного питания продолжала свой рост даже в период кризиса: за время кризиса этот рынок пострадал не так сильно, как остальные отрасли. Да и в настоящее время россияне все чаще выбирают питание в недорогих ресторанчиках, что делает эту концепцию бизнеса еще более привлекательной. В то время как на ресторанном рынке снижается количество посетителей, в заведениях фаст-фуд наблюдается приток посетителей. Благодаря огромной потенциальной аудитории, рынок фаст-фуд привлекает инвесторов своими перспективами и потенциалом роста. По самым пессимистичным оценкам экспертов, рост рынка фаст-фуд составляет не менее 20% в год.

Ведь, во-первых,  единственная альтернатива быстрому питанию –  захваченный из дома бутерброд или контейнер с обедом, но это далеко не всегда удобно и уместно. Во-вторых, в 90% случаев средний чек не превышает 400 рублей за одно посещение. При этом чуть более половины тех, кто посещает заведения быстрого питания регулярно, оставляет за одно посещение от 120 до 330 рублей на человека. Согласитесь, что затраты не столь значимы, чтобы заставить себя голодать.

Если говорить об особенностях российского рынка фаст-фуд, следует заметить, что он  находится в стадии интенсивного развития не только в количественном, но и в качественном направлении. Это проявляется в появлении новых заведений концепции «быстрая еда» более совершенных форматов, расширении ассортимента за счет популярных и диетических блюд и, конечно же, использовании более качественных продуктов. На нашем рынке появились сильные отечественные конкуренты компании McDonald's, что  оживило городской рынок быстрого питания, разнообразило его предложение, подготовило почву для развития новых проектов. Популярность "американского" фаст-фуд падает. Некоторые эксперты утверждают, что, например, питерские блинные отобрали 20-30% постоянных посетителей. Рынок стационарных предприятий быстрого обслуживания уже достаточно широко представлен пиццериями, бистро, кофейнями, барами, кафе, маленькими ресторанчиками.

Резюмируя всё вышесказанное, приведем ответ  аналитика отдела исследований рынков ЗАО «РосБизнесКонсалтинг» Инги Микаелян на вопрос «Какие особенности развития российского рынка Вы могли бы выделить, сравнивая зарубежный и отечественный рынки фаст-фуд?»

Инга Микаелян: «В первую очередь российский рынок общественного питания является ненасыщенным и характеризуется более высокими темпами развития, чем рынки стран Европы и США, что было очевидно и в период финансово-экономического кризиса. Россия показала более высокие темпы восстановления по сравнению с зарубежными рынками общественного питания.

Таким образом, российский рынок общественного питания, в частности фаст-фуд, характеризуется низким уровнем обеспеченности ресторанами на душу населения, сравнительно низкой частотой питания «вне дома» и неразвитостью региональных рынков. Все это отражает высокий потенциал развития российского рынка, что с учетом потенциального объема рынка представляет большой интерес для иностранных игроков.

Однако российский рынок общественного питания имеет свою специфику, которая отражается как в предпочтениях россиян в выборе блюд, так и касается некоторых законодательных особенностей».

Мифы современного фаст-фуд

Главная проблема фаст-фуд заключается в том, что за ним закрепилась репутация «нездоровой пищи». При этом на рынке современного общественного питания сформировалась тенденция разделения фаст-фуд на сегменты, один из которых включает классический фаст-фуд, а второй представляет его более качественный уровень. Современные предприятия фаст-фуд усовершенствованного варианта предпочитают готовить исключительно из качественных продуктов, следуя моде и спросу на вкусную и здоровую пищу. Например, некоторые  заведения фаст-фуд стали включать в меню диетические и вегетарианские блюда. Кроме этого, расширяя ассортимент, фаст-фуд, как и другие направления общественного питания, отражает общую картину потребительских предпочтений.

В течение ближайших 10-15 лет фаст-фуд в России все равно будет расти быстрее остальных направлений общественного питания. Внутри формата быстрого питания, как считают аналитики «Технологии Роста», самым перспективным является фаст-фуд премиального сегмента с уклоном в здоровое и полезное питание. Основным постулатом «здоровья» в таких заведениях является использование качественного натурального сырья, не содержащего искусственных добавок, стабилизаторов, красителей и усилителей вкуса.